автор
|
Тема: «Дикая порфира» ... Разговор о физиологизме в поэзии (прочитано 6462 раз)
|
Глафира
Offline
Пол:
сообщений: 1953
|
Начну, пожалуй, новую тему - «животрепещущую» , как сказала Ника и повторил сКанди))) Поскольку умничать нет времени, то приведу для примера один стишик и пару откликов на него… Конечно, в ходе дискуссии (если таковая будет иметь место, на что я очень надеюсь;)) мы вряд ли придем к консенсусу (то бишь, все останутся при своих), но узнать мнения форумчан было бы интересно…
Итак:
Искушая от сих и до сих...
тощим швом искушая бесптичье от сих и до сих неликвидно-глумливым зазором меж тем и меж этим от клико к солнцедару навзрыд облажаешь троих невпопад так зато соразмерно монете умножая напор мимопляшущей подлой гурьбы передроченных напрочь но горькососущих экстазий неизменно слагающих ”если” с безлепым ”кабы” кирпичом к кирпичу в близлежащем лабазе в поперечном рефлексе роняя пернатые сны на стеклянную длань неповинной ни в чём камасутры
когда выхухоль-ночь выгрызает спираль тишины в наступившее утро
_______________________
клико - из лучших шампанских вин солнцедар - самое омерзительное пойло, хуже не бывает (с) барри
А теперь, собственно, отклики, т.е. те полюса, меж которых качается ежесекундно маятник поэзии…
***
я всегда полагал, что в поэзии, как и в жизни, случается всякое. и когда ее пытаются загнать в любые рамки, в том числе — эстетических представлений типа ”сделайте мне красиво” — тут-то она, поэзия то бишь, и заканчивается. дух испускает. как и жизнь, впрочем.(с)
*** Пригов говорил, что его тексты - это экскременты его душевной жизни, так, опять же ИМХО, поэзия начинается там, где кончаются экскременты и остальные передроченные экстазии, извините уж за физиологизмы в цитировании :-) (с)
Приглашаю всех неравнодушных высказаться)))
|
|
« Последняя правка: 10.10.2008, 11:00:20 от Глафира »
|
IP записан
|
Речь никого не спасшая от жажды... а мы горим - .....................бумажные - .........................................в бумажном
|
|
|
Книгочея
Offline
Пол:
сообщений: 7181
|
Для меня грань уместности и неуместности физиологизмов в поэзии очень тонка. По большому счёту, имхо, в поэзии уместно всё - если оправданно. А вот по поводу "оправданно" можно спорить до хрипоты. Я чаще всего воспринимаю вставки физиологизмов в стихо как лёгкий, ненапряжный способ вызвать эмоцию у читателя, пусть негативную. То есть как один из тех самых лёгких путей, искать которые - моветон . Типа, раз уж для применения других художественных средств кишка тонка (простите физиологизм), и этот способ достучаться сгодится тоже. Лишь бы читатель отреагировал, а мы его энергию того... используем... в мирных целях. Но есть стихотворения, в которые физиологизмы органично влиты, потому что просто иначе не скажешь (попытаюсь найти для цитирования, цитаты приведу позже). А иногда действительно по-другому не докричишься, не проломишь броню, не снимешь с читателя шор... То есть иногда цель, имхо, оправдывает средства... З.Ы. А в приведённом Глафирой примере физиологизмы, опять же имхо, так, для игры слов, для некоторой извращённой красивости. Авторской истины до меня не доносят, поэтому представляются излишними (и неоправданными ) - но это в моей персональной картине мира.
|
|
« Последняя правка: 10.10.2008, 11:24:50 от Книгочея »
|
IP записан
|
"Раздвоение личности - тяжелое психическое заболевание, так как сводит бесчисленное множество существ, на которые обычно раздроблен человек, к жалким двум" (c)
|
|
|
Глафира
Offline
Пол:
сообщений: 1953
|
Книгочея... стишик здесь, в принципе, вторичен: он мне нужен был только для откликов, которые и есмъ предмет разговора... Поэтому я тоже постараюсь сегодня еще поискать примеры, которые бы отражали мое совпадение с первым рецензентом По большому счёту, имхо, в поэзии уместно всё - если оправданно. А вот по поводу "оправданно" можно спорить до хрипоты.(с)Дааа, я с тобой соглашусь, подпишусь и т.д... "Оправданность", имхо, всегда будет предметом споров, ибо это вопрос вкусов зачастую, но факт того, что ты априори допускаешь органичность физиологии и поэзии меня не может не радовать
|
|
« Последняя правка: 10.10.2008, 11:31:49 от Глафира »
|
IP записан
|
Речь никого не спасшая от жажды... а мы горим - .....................бумажные - .........................................в бумажном
|
|
|
Ника
Global Moderator
Offline
Пол:
сообщений: 67044
и.о. Царя
|
Тут одно из двух. Или я всё же пытаюсь написать блиц, который сама же и завела, а, как известно, "тостующий пьёт до дна" (с) Или я немедленно ввязываюсь в этот разговор. Пока, для затравки дам (с её разрешения) ссылку на одно стихотворение Аксолотль, вызвавшее бурные споры - из этих споров понятны позиции нескольких форумчан: http://www.nika-stihi.ru/forum/index.php?topic=10543.0
|
|
|
IP записан
|
Волшебное существо! Так вот что я такое! А вовсе никакая не "хрень"
Макс Фрай. Мастер ветров и закатов
|
|
|
rat
Offline
Пол:
сообщений: 193
|
В этом смысле, имхо, поэзия не отличается ни от какого другого вида искусства. Каждый случай уникален и может рассматриваться только в контексте задач, которые перед собой ставит автор или сам стих . Если актер на сцене снимает штаны - это не искусство а если он, скажем, в комедии, снимает штаны для чего-то другого (не знаю - тещу ими побить), и делает это настолько убедительно, что зритель забывает о самом факте снятия штанов - тогда это оправдано. Ну, необходимо было ему снять штаны, потому что ничего другого под рукой не было...
|
|
|
IP записан
|
|
|
|
Книгочея
Offline
Пол:
сообщений: 7181
|
Для меня это как раз тот случай, когда иначе не скажешь. И сильный образ.
|
|
|
IP записан
|
"Раздвоение личности - тяжелое психическое заболевание, так как сводит бесчисленное множество существ, на которые обычно раздроблен человек, к жалким двум" (c)
|
|
|
Аксолотль
Offline
Пол:
сообщений: 9048
Мы дефектные. Мы ваши друзья. ©
|
вот к Александру плюсодинюсь неистово.
|
|
|
IP записан
|
А дальше хуже было всё. А дальше я не помню. ©
|
|
|
рефлектор
Offline
Пол:
сообщений: 1720
|
вот к Александру плюсодинюсь неистово.
и я. только не неистово, а с некоторым недоумением типа "а как же иначе")
|
|
|
IP записан
|
чем время нравственнее пространства? - вопрос. © М.Щербаков
вы были терпеливы, вы были на удивление податливы и глянцевы, я был рад явить вам своё великолепие. © Стивен Фрай, "шоу Фрая и Лори"
|
|
|
orange girl
Offline
сообщений: 928
|
Думаю, что поставленный вопрос решается, в первую очередь, читателем, как в детской игре ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ. не рекомендую читать нервным, детям до 21 и тдВЕРЮ (Stillborn... Хроника ужаса Bomonster) http://stihi.ru/poems/2003/04/15-08.htmlНЕ ВЕРЮ ( Но был неискренним Беслан... Дмитрий Артис) http://www.stihi.ru/poems/2007/08/23-432.htmlтех авторов, которым я однажды не поверила, я больше не читаю. приведённый Глафирой отрывок с "гнойными" образами - эпатаж на публику, автор сидел и старался помрачней словечки вставить, у меня данный текст вызывает только брезгливость, и я автору этих строк НЕ ВЕРЮ.
|
|
« Последняя правка: 10.10.2008, 12:30:23 от orange girl »
|
IP записан
|
|
|
|
sKandi
Offline
Пол:
сообщений: 1993
коты побольше
|
По большому счёту, имхо, в поэзии уместно всё - если оправданно. А вот по поводу "оправданно" можно спорить до хрипоты. согласен А иногда действительно по-другому не докричишься, не проломишь броню, не снимешь с читателя шор... То есть иногда цель, имхо, оправдывает средства... с одной лишь поправкой - "цель - не оправдывает средства, она их определяет". автором данной фразы, кстати, является Б.Н. Стругацкий. В этом смысле, имхо, поэзия не отличается ни от какого другого вида искусства. Каждый случай уникален и может рассматриваться только в контексте задач, которые перед собой ставит автор или сам стих . вот именно то, что я хотел сказать. вот ещё что, у медальки этой (точнее, у монетки ) две стороны. и с позиции эстетики очень легко и незаметно можно скатиться в ханжество, не замечая, что со стороны это выглядит, минимум, смешно. меня всегда умиляли эстеты, восхищающиеся античной скульптурой и презирающие боди-арт. или, скажем, те, кто рассказывая о рождении Афродиты скромно умалчивал о том, что в пену морскую был брошен (извините за детали ) детородный орган оскопленного Крона. другая сторона, впрочем, тоже не лучше. излишний физиологизм в стихах - это далеко не всегда оправданно и красиво, да. только вот что делать с этим - непонятно, ибо монетка, редиска такая, всё никак не хочет застыть на ребре, а норовит свалиться то в одну, то в другую сторону.
|
|
|
IP записан
|
"ведь у него лишь только слово, только слово - но какое!" (с) Гр.Об.
|
|
|
Книгочея
Offline
Пол:
сообщений: 7181
|
|
|
« Последняя правка: 10.10.2008, 13:11:36 от Книгочея »
|
IP записан
|
"Раздвоение личности - тяжелое психическое заболевание, так как сводит бесчисленное множество существ, на которые обычно раздроблен человек, к жалким двум" (c)
|
|
|
Рене
Offline
Пол:
сообщений: 734
|
Пока все высказывающиеся говорят об одном и том же: каждый случай уникален, нельзя кидаться в крайности и т.д. Естественно, я присоединяюсь. И любой скажет то же самое. Но жарких споров это не отменяет. Проблема не в том, уместна ли физиология в поэзии в принципе, а в том именно, что единых критериев для определения этой уместности в каждом конкретном случае у нас нет. Конечно, автор любого физиологизма будет утверждать, что сего требовала сама цель произведения, что для него все органично... И всегда найдется читатель, который не согласится. Что делать будем?
|
|
« Последняя правка: 10.10.2008, 21:22:08 от Рене »
|
IP записан
|
|
|
|
рефлектор
Offline
Пол:
сообщений: 1720
|
а ничего делать не будем) каждый при своих останется)
|
|
|
IP записан
|
чем время нравственнее пространства? - вопрос. © М.Щербаков
вы были терпеливы, вы были на удивление податливы и глянцевы, я был рад явить вам своё великолепие. © Стивен Фрай, "шоу Фрая и Лори"
|
|
|
Глафира
Offline
Пол:
сообщений: 1953
|
Проблема не в том, уместна ли физиология в поэзии в принципе, а в том именно, что единых критериев для определения этой уместности в каждом конкретном случае у нас нет. Конечно, автор любого физиологизма будет утверждать, что сего требовала сама цель произведения, что для него все органично... И всегда найдется читатель, который не согласится. Что делать будем?
Спасибо за пост, Рене... Пожалуй, соглашусь с Реф: действительно, каждый (и автор, и читатель) в этом случае останется при своих, НО тогда, учитывая вот это высказывание orange girl (к коему присоединяюсь), Думаю, что поставленный вопрос решается, в первую очередь, читателем, как в детской игре ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ.
может быть, поставить вопрос по-другому: А как вы будучи читателями определяете для себя органичность физиологии в тексте? Другими словами, когда вы автору ВЕРИТЕ? В теме есть несколько стишей, представленных Книгочеей и orange girl. Думаю, что можно использовать их в качестве примеров. А можно взять и что-нибудь свое.
|
|
|
IP записан
|
Речь никого не спасшая от жажды... а мы горим - .....................бумажные - .........................................в бумажном
|
|
|
Глафира
Offline
Пол:
сообщений: 1953
|
orange girl, вот ты написала: приведённый Глафирой отрывок с "гнойными" образами - эпатаж на публику, автор сидел и старался помрачней словечки вставить, у меня данный текст вызывает только брезгливость, и я автору этих строк НЕ ВЕРЮ.
И хоть приведенный стиш в принципе не выставлялся в шапке с целью его обсуждения, но все же почему у тебя сложилась именно такая картинка: автор сидел, старался помрачней и т.д. ?
|
|
|
IP записан
|
Речь никого не спасшая от жажды... а мы горим - .....................бумажные - .........................................в бумажном
|
|
|
|
|