Выполняя данное Нике обещание, высказываю свои мысли о вертикальном и горизонтальном ритме в стихах. Из скромности
в качестве поясняющих примеров буду использовать свои собственные стихи, а также стихи некоторых других поэтов.
Что такое горизонтальный ритм, думаю, понятно - это размер стиха. Вертикальный же ритм - это рифма, которая тоже является средством ритмической организации текста. Примеры стихотворений, в которых ритм присутствует во всех двух измерениях:
Стучит вагон, считая километры,
что мне ещё остались впереди.
Стучит, мотая на колёса нервы.
В кабине Время-машинист глядит
вперёд сквозь тьму. Я жду конца пути
и станции, где я смогу сойти. /Я/
Intellectual disgrace
Stares from every human face,
And the seas of pity lie
Locked and frozen in each eye. /Уистан Оден/
Стихотворения, в которых присутствует только горизонтальный ритм, всем тоже хорошо знакомы. Это так называемые "белые стихи":
А за окном струился серый день,
дрожали листья на ветру, и тучи
ползли, клубясь, неспешно над домами,
чернели на глазах и наливались
глухим дождём. Предчувствуя грозу,
печальные прохожие спешили
укрыться поскорей в тени подъездов,
и расцветала улица зонтами. /Я/
It's natural the Boys should whoop it up for
so huge a phallic triumph, an adventure
it would not have occurred to women
to think worth while, made possible only
because we like huddling in gangs and knowing
the exact time: yes, our sex may in fairness
hurrah the deed, although the motives
that primed it were somewhat less than menschlich. /Уистан Оден/
Опять-таки широко известны в русскоязычной (и не только) поэзии произведения, в которых отсутствует как горизонтальный, так и вертикальный ритм - по крайне мере, в той форме, которую мы находим в обычных стихах. Это верлибр. (Вообще говоря, верлибр - это совершенно особый род поэзии, которая достигает своих целей абсолютно иными изобразительными средствами.)
Мы смотрим вверх и говорим:
Вот небо синее, в разводах облаков,
Стеклянный купол,
Звенящий тонко в порывах ветра,
Простершийся от горизонта к горизонту;
Ему б кипеть тонкой пеной дней
От грозной массы мутного весеннего воздуха,
Накатываться шумным прибоем
На берега мохнатого леса;
Дрожать от предгрозового марева солнечным полднем.
И солнце, как древняя египетская монета
С изображеньем грозного Атона,
Простирает к нам свои руки-лучи,
Блеском своим золотит верхушки деревьев,
Стоящих под натиском соленого ветра,
Ветвями забывая про землю,
Про тонкий песок
И про воды соленого моря. /Я/
Far from his illness
The wolves ran on through the evergreen forests,
The peasant river was untempted by the fashionable quays;
By mourning tongues
The death of the poet was kept from his poems.
But for him it was his last afternoon as himself,
An afternoon of nurses and rumours;
The provinces of his body revolted,
The squares of his mind were empty,
Silence invaded the suburbs,
The current of his feeling failed; he became his admirers. /Уистан Оден/
Теперь, взглянув на ход моей мысли, скажите: а вы на моём месте неужели не задумались бы о создании стихов, в которых присутствовал бы вертикальный ритм, но отсутствовал горизонтальный (в смысле - вообще отсутствовал, а не просто нарушался)? По идее, должно получиться что-то вроде рифмованного верлибра. Я вот лелею эту мысль уже не первый год, но попробовать так и не решился: страшно...