В стихах прошедшей недели все явственнее слышно холодное дыхание ноября и наступающей зимы. Наверное, поэтому в произведениях многих авторов прослеживается на этой неделе несколько тенденций:
Во-первых, это тяга к пейзажной лирике, которая охватила в этот раз и совсем не пейзажистов (впрочем, об этом – ниже),
Во-вторых, это желание ухватить за хвостик что-то ускользающее вместе с уходящей осенью, что-то, что уже никогда не вернется, по крайней мере, таким, какое оно есть сейчас,
В-третьих, это желание согреться, найти в этом слякотном и пасмурном мире тепло и понимание, найти родную душу, ну, и, если не получается, то настроение меняется на –
Четвертую тенденцию, которую можно кратко сформулировать, как «нет ничего»
Итак, мастер пейзажных стихов,
mft, в
ИНТЕРМЕЦЦО ОБЛАКОВкак всегда, изящно и красиво рассказывает об облаках. После этого стихотворения уже невозможно смотреть на облака как-то иначе, начинаешь искать в небе «кактусы», «ангельские крылья», «пену и прибой». Но я даже не об этом хотела сказать в первую очередь. Облака ведь уже тоже не летние, вот, смотрите:
шинельные – суконные – потёртые
их бросили – пусть мокрыми сопреют –
И желание поймать ускользающее в этом стихотворении присутствует:
давай по ним загадывать желания
пока плывёт та туча пожилая
а то её за горизонт угонят…
Но иногда поймать мгновение уже нельзя, слишком поздно, и тогда остается только мучаться и сожалеть о том, что не успели, не смогли, опоздали…
У
mft в
0 Памяти Олега Чижова написано об этом так, что лучше не скажешь:
о стольком с другом не договорил
не досказал ему и не дослушал
рассыпалось и растерялось лучшее
о чём беседовали бы до зари
вполголоса – взахлёб – а после –
шёпотом
не опоздать – покуда не ушёл ты –
теперь попробуй – двери отвори…
Ника, против своего обыкновения, на этот раз тоже написала «пейзажное» стихотворение
Про лису , правда, ей явно в этом жанре тесно, и она все равно сбивается на тему отношений с ЛГ и на персонификацию всего, что героев окружает – и это замечательно, потому что авторский почерк «читается», несмотря на смену жанра.
Стали тучны, под тяжестью веса
наклонились к земле небеса…
В глубине полуголого леса
мокрой курицей бродит лиса,
заметая хвостом своим листья,
всё желая убрать поскорей
И, заметьте, «кашемировый шарф ноября» уже виднеется «из-под кожаной куртки октябрьской», так что настроения – в воздухе, никуда от этого не уйти.
naughty в
ставка больше чем жизнь тоже кожей ощущает окружающую пустоту, гниль и распад, и ищет, что же можно этому противопоставить. Что же? Автор предлагает собственное сердце вырвать из груди (разумеется, метафорически), потому что:
надо! - потому что иначе всё суета, пустословие, гниль, распад,
всё, во что учатся верить и - верят, и платят любую цену, какую ни назови...
пусть небеса бесконечно пусты и слишком плотно заполнен внутренний ад,
смысл только в том, чтобы чувствовать, как взрываются фейерверки в шальной крови.
Потрясающее стихотворение
Симамуры Малышка Лу Оно тоже про пустоту, про дыру, щель (в которой каждый видит то, что видит: кто-то ад и смерть, а кто-то, возможно, надежду), но все равно, мне кажется это стихотворение об одиночестве, о желании найти родственную душу (даже если эта родственная душа никогда не отрывается от СВОЕЙ дырки в полу):
И я пришёл к ней, я сел с нею рядом,
И в ту же щель уставился взглядом,
И я сидел шесть дней возле крошки Лу,
Но ничего не увидел, кроме дырки в полу.
видимо, что-то не так в точках зрения.
Может быть, мне просто не хватает терпения?
И вот с малышкой Лу, спина к спине,
Я сижу и смотрю в дыру на стене…
barrett в
ничего не находит на этом свете ровным счетом ничего, кроме ветра (куда уж без него в такую осеннюю погоду) и звезды в окне, но это тоже что-то…
Нет ничего на свете,
Все корабли на дне,
Только холодный ветер,
Только звезда в окне.
Карелиан чувствует наступление холодной пустоты, в ее мире – не звезда и ветер, как у Барретта, а часы на стене и туман. Хотя, возможно, это просто игра воображения лирических героев, ведь они это представляют, закрыв глаза:
Музыкамы остались одни
на окне цветок на стене картина
закрой глаза говорит откажись-ка временно от ума
представь
комната
в комнате что-то когда-то происходило
а теперь в ней пусто
только часы на стене и туман туман
Юкка в
Заснежилоуже не мечтает, что зима пройдет как-нибудь мимо, она уже готова к тому, что скоро все будет покрыто снегом, хотя окружающие ее ЛГ вещи, все еще надеются, что, может, пронесет как-нибудь мимо зимы?
На цыпочки встававшая трава
Еще с надеждой вглядывалась в солнце,
Всех спрашивая: «Может, обойдется…?»
Еще качали на ветру права
Деревья, возмещая свой ущерб
От листопада лунною полушкой.
mft в
опали строфы будущих стихов...сравнивает будущие стихи с опадающими листьями. Очень красиво:
опали строфы будущих стихов
и все бумаги листьев – дождь
подписывает
и облака на радостях в подпитии
с затоптанного неба не уходят
и глядя в окна думаешь о рюмке
и пахнет коньяком опавший лист
и лужам невозможно объяснить
что протрезвевший дождь всегда
угрюмый…
Некоторые авторы предлагают свой (всегда- очень оригинальный) выход из осенней тоски, слякоти.
Так, например,
rat в
В тихом омуте. Бред предлагает нырнуть, а там, на дне, удивительные картины. Правда, в конце стихотворения выясняется, что там тоже мороз и снег, и даже валенок, и что ЛГ уже не ныряет, а тонет, так что этот выход несколько сомнителен.
меня несло ко дну.
и чье-то тело
толкалось, словно лист,
и сев на стул,
стремилось вниз
со смехом идиота…
а там, на дне,
полупустая нота
заблудшая, осипшая от слёз,
все силилась сказать,
промолвить что-то
но что? не слышно.
и густой мороз
все полз и полз,
как валенок в ознобе,
свалявшийся в потерянном сугробе,
среди развалин, замков и мимоз.
Я утонул….
Ника в
Край предлагает посмотреть, что же там, за краем. Там может быть очень хорошо и интересно:
вдруг там книги, музыка с интернетом,
самобранка-скатерть, вино и яства,
вдруг там тоже звёзды свои, планеты?
А когда не знаешь – чего бояться?
Или
В то же время, может быть, там, за краем,
ты мне даришь розы и анемоны,
и на кухне – ситцевым ярким маем –
я кормлю тебя пирогом с лимоном…,
То, что за краем откроется позже, откроется каждому (c’est la vie), а пока ЛГ снимают с крыши:
И «переговорщик». Небось психолог.
Он кричит, чтоб я отошла от края.
Что он мелет, умный холёный олух?
Про тебя узнают. Притащат сонным,
сунут в руки рупор в чужом парадном…
Герой
Аджигитова в
райадрай тоже стоит у пропасти, всматриваясь в нее и пытаясь найти точки пересечения настоящего и призрачного, но, судя по всему, не находит:
Нет, увы, пересечения
Между призрачным и нынешним.
Маскировки нет нежнее, чем
За ухмылками улыб.
Никому не видно пропасти.
Даже если душу вынешь им,
Дети бегают тузя-судя,
И машинам – тохын хыб.
О том, что же существует на самом деле, а что – только фантом настоящего – задумывается и
igor в
СнежноеОн тоже, кстати, стоит на краю:
Обретаясь у края безбрежного,
Сам себе я успел надоесть:
Ты прости меня, Господи, грешного,
Если знаешь, вообще, что я есть!
Самый же оптимистический выход предлагает
Аксолотль, ее ЛГ хочется разговаривать, ведь душевный разговор с близким человеком прогоняет и осень, и пустоту, и тоску о безвозвратно ушедшем.
РазговорА сидишь и думаешь – нет, не бывает лучше,
отражается глаз-орешек в твоём клинке,
радость – будто голодный, и опа – находишь грушу
в небогатом обычно на ништяки рюкзаке.
Твоё лето – миндаль во рту, олимпиец в брассе;
будто горло, когда из него исчезает ком.
Мои волосы пахнут весною в девятом классе,
а заушье – немного – кокосовым молоком.
На этой оптимистической ноте, пожалуй, мы и завершим наш обоз. Я хочу пожелать нам всем не потеряться в осени и совершить плавный и по возможности безболезненный (во всех смыслах этого слова) переход в её последний месяц, который уже почти зима