автор
|
Тема: Танец на углях (почти рассказ) [обновлен] (прочитано 11372 раз)
|
Иероним
Administrator
Offline
Пол:
сообщений: 6727
Очень приятно. Царь.
|
Этнограф, исследователь языка и обычаев племени екоэн, год сидел в глухой деревне, со всеми перезнакомился, добился уважения шамана, и наконец его пригласили на ежегодный праздник. Праздник танца. Ему сказали, что быть приглашенным туда – это величайшая честь и что шаман уже очень стар, поэтому праздник будет особенным.
Исследователь много слышал об этом празднике, но никто и никогда не мог рассказать толком, что же там происходит. Иногда ему казалось, что при упоминании танца разговор перегораживает какая-то невидимая стена – настолько упорным было молчание, невнятными отговорки…
Когда в день праздника небо окрасилось алым, и вспыхнули первые звезды, процессия, во главе которой несли шамана (тот уже давно не мог ходить сам), направилась к огромному костру, который поддерживали три дня и три ночи, а на рассвете оставили затухать. Музыканты встали на свои места и стали ждать, пока потухнут угли.
…Этнограф поморщился – он едва выносил визг флейт и гул барабанов, раздававшиеся в деревне по самому незначительеному поводу. Но музыка скрепляла племя и жила в сердце каждого в деревне – так что рассчитывать на то, что праздник пройдет в тишине, не приходилось…
Когда в сердцевине костра исчезли последние желые язычки, шаман поднес к губам флейту.
И в небо взвился мотив, прозрачный и острый, как бритва, и барабаны были сетью, раскинувшейся на полнеба, а флейта звала вырваться из нее. А младшие флейты молчали, как будто не знали, что им выбрать – землю, от которой не оторваться, или небо, в которое так хочется упасть. Но вот первая.. Вторая… Третья.. звуки вспархивали, как взлетают птицы, и люди, сидевшие вокруг костра, начали вставать. Они шли вперед, не противясь зову, и угли не обжигали босые ноги. Безумный танец рассыпал в ночи искры. Этнограф не заметил, как сам скинул обувь и оказался в гуще танцующих. Странно, успел подумать он, как на углях одного костра помещается столько людей? А потом он перестал думать, и музыка была вокруг, она играла в сердце и заполняла мысли. Но вдруг что-то изменилось. Он ощутил, что снова сидит рядом с костром, а на затоптанных углях лежит новая связка дров. Огонь вернулся, как возвращаются в родной дом – спокойно и неспешно. А флейта играла.
И круг ахнул, как один человек, когда старый шаман, не прерывая игры, встал и пошел в огонь. Люди рванулись, чтобы удержать шамана, но барабаны рявкнули – «не сметь!». Шаман взошел на костер с флейтой в руках, его охватило плаамя, и крик казался продолжением музыки. с торжествующим гулом пламя взвилось вверх – и опало. Угли зашипели, будто их залили водой. Барабаны смолкли. А люди, стоявшие вокруг, услышали плач младенца, лежащего на углях, будто на мягкой перине.
|
|
« Последняя правка: 17.10.2005, 17:57:36 от Иероним »
|
IP записан
|
Довольно быстро отказался я ... от мысли посвятить себя гуманитарным наукам. Раздражала зыбкость и шаткость суждений, выносимых на основании мизерного числа фактов.
© И. А. Китайгородский
|
|
|
Lynx
Offline
Пол:
сообщений: 3482
Кошка на раскаленной крыше
|
Класс!!! Сюжет сам придумал? Выглядит очень этнично-натурально. И в конце мороз по коже.
|
|
|
IP записан
|
"Был котенок, станет рысь. Мягко стелет, жестко спать"
|
|
|
Иероним
Administrator
Offline
Пол:
сообщений: 6727
Очень приятно. Царь.
|
Всё сам Спасиибо.
|
|
|
IP записан
|
Довольно быстро отказался я ... от мысли посвятить себя гуманитарным наукам. Раздражала зыбкость и шаткость суждений, выносимых на основании мизерного числа фактов.
© И. А. Китайгородский
|
|
|
XuMuK
Offline
сообщений: 42
|
Я тоже в восторге. "...Хорошую религию Придумали индусы" Интересно, что навеяло тебе этот сюжет?
|
|
|
IP записан
|
|
|
|
Иероним
Administrator
Offline
Пол:
сообщений: 6727
Очень приятно. Царь.
|
Перечитал и поправил опечатки Их было много , так что извините. ХиМик, сам не знаю Эта картинка возникла у меня в голове утром, а вечером я сел и её просто превратил в слова. Минут за 15
|
|
|
IP записан
|
Довольно быстро отказался я ... от мысли посвятить себя гуманитарным наукам. Раздражала зыбкость и шаткость суждений, выносимых на основании мизерного числа фактов.
© И. А. Китайгородский
|
|
|
Cutty Sark
Moderator
Offline
Пол:
сообщений: 3873
|
Здорово, хотя в конце содрагаешься. Но это, наверное, и правильно.
|
|
|
IP записан
|
"Most people ignore most poetry because most poetry ignores most people." Adrian Mitchell
|
|
|
Ratri
Offline
Пол:
сообщений: 319
|
Шикарно! "Покусы" позже.
|
|
|
IP записан
|
|
|
|
Zato
|
Да, весьма Интересный рассказ, с замечательной концовкой Такие они, фениксы
|
|
|
IP записан
|
Есть только две вещи: это всякого рода любовные дела с прелестными девушками и музыка Нового Орлеана или Дюка Эллингтона. Остальное должно исчезнуть, ибо остальное уродливо. Б. Виан
|
|
|
Ratri
Offline
Пол:
сообщений: 319
|
Все хорошо, но есть пара замечаний (куда ж без них?!) Нарекания вызывает, пожалуй, легкая нестыковка отдельных абзацев и информации в них. добился уважения шамана и несли шамана (тот уже давно не мог ходить сам) Может, о старости и неходибельности шамана сообщить сразу в первом абзаце? А то вначале представляется эдакий гуру, который ведает всеми делами племени, ходит по всей деревне, а через два абзаца получается, что это уже старец, который даже ходить не может. Вариант "добился уважения шамана, старейшего представителя племени" ... Что-то типа. Хотя наверное лучше целым предложением пояснить, насколько стар был шаман. но никто и никогда не мог рассказать толком, что же там происходит Слово "толком" подразумевает недостаток или красноречия, или информации. Вряд ли жители племени не знали сами об этом танце, скорее они не хотели говорить, что и выясняется буквально в следующем предложении. тогда зачем это "толком"? А если речь о других этнографах, то в предожении этого, увы, не видно. Когда в день праздника небо окрасилось алым, и вспыхнули первые звезды, процессия, во главе которой несли шамана (тот уже давно не мог ходить сам), направилась к огромному костру, который поддерживали три дня и три ночи, а на рассвете оставили затухать. Музыканты встали на свои места и стали ждать, пока потухнут угли. Пожалуй, самое слабое место в рассказе. Во-первых, переход стиля здесь неоправдан. Переход от сухого изложения фактов к "небо окрасилось алым" резкий и в общем-то неуместный. Если продожать в таком же сухом стиле, то сильней будет контраст при описании танца, где как раз изменение стиля эффектно и оправданно. Теперь про костер. Как-то все очень сложно закручено (опять же учитывая сухость изложения до того). Первые звезды - возвращение назад на три дня и три ночи - рассвет, когда его оставили затухать-музыканты встали в ожидании, когда угли потухнут - это они с рассвета стояли? Получается так. Надо бы прояснить хронологию:) Этнограф поморщился – он едва выносил визг флейт и гул барабанов Идея понятна - надо показать, что исследователь еще не слился душой с племенем. Но он все-таки этнограф, то есть привык и вообще ему все это нравится, может,опять же взять более сухой вариант. Флейты "не выносил", а "раздражали" или "резали ухо"... сердцевине костра исчезли последние желые язычки Так костер вроде как с утра прогорал... Там по идее уже вообще должны быть уже только красные угли. Может, начало обряда проще привязать к появлению какой-нибудь звезды? шаман поднес к губам флейту Честно говоря, за многочисленными упоминаниями флейт и барабнов, как-то потерялся момент, что начала танца ждали в тишине. Но это уже скорее всего мой личный глюк. А вот описание музыки и танца - потрясающе! Тот самый переход стиля! Красота! Я бы только прибавила слово "шаманская" к флейте:) И еще смущает "связка дров"... Как-то с вязанкой ассоциируется. Может, сушняк или просто дрова... Хотя все-таки сушянк, мне кажется, лучше - пламя высокое, что и требуется для дальнейшего... Иероним, прошу прощения за такие занудные терзания текста, но мне ОЧЕНЬ понравилось, поэтому выделила все мало-мальски режущие моменты. Пусть уж будет шедевр, а не просто красивая вещь
|
|
|
IP записан
|
|
|
|
Иероним
Administrator
Offline
Пол:
сообщений: 6727
Очень приятно. Царь.
|
Ратри, спасибо! Попробовал поправить Как, на твой взгляд, получилось? Этнограф, исследователь языка и обычаев племени екоэн, год сидел в глухой деревне, со всеми перезнакомился, добился похвалы вождя и благосклонного кивка шамана, и наконец его пригласили на ежегодный праздник. Праздник танца. Ему сказали, что быть приглашенным туда – это величайшая честь и что шаман уже очень стар, поэтому праздник будет особенным. Исследователь часто слышал об этом празднике, но ему никак не удавалось узнать точно, что же там происходит. Иногда ему казалось, что при упоминании танца разговор перегораживает какая-то невидимая стена – настолько упорным было молчание, невнятными отговорки… В день праздника, на закате, процессия, во главе которой несли шамана (тот уже давно не мог ходить сам), направилась к огромному костру, который поддерживали трое суток, а на рассвете оставили затухать. Музыканты, бесшумно ступая, встали на свои места и стали ждать, пока солнце не скрылось за горизонтом. ...Этнограф поморщился — его раздражали визг флейт и гул барабанов, раздававшиеся в деревне по самому незначительеному поводу. Но музыка скрепляла племя и жила в сердце каждого в деревне – так что рассчитывать на то, что праздник пройдет в тишине, не приходилось... Люди рассаживались вокруг пышущего жаром кострища, один за другим смолкали случайные разговоры. Когда небо стало темно-синим, а тишина — абсолютной, шаман поднес к губам флейту. И в небо взвился мотив, прозрачный и острый, как бритва, и барабаны были сетью, раскинувшейся на полнеба, а шаманская флейта звала вырваться из нее. А младшие флейты молчали, как будто не знали, что им выбрать – землю, от которой не оторваться, или небо, в которое так хочется упасть. Но вот первая.. Вторая… Третья.. звуки вспархивали, как взлетают птицы, и люди, сидевшие вокруг костра, начали вставать. Они шли вперед, не противясь зову, и угли не обжигали босые ноги. Безумный танец рассыпал в ночи искры. Этнограф не заметил, как сам скинул обувь и оказался в гуще танцующих. Странно, успел подумать он, как на углях одного костра помещается столько людей? А потом он перестал думать, и музыка была вокруг, она играла в сердце и заполняла мысли. Но вдруг что-то изменилось. Он ощутил, что снова сидит рядом с костром, а на затоптанных углях снова лежат сухие дрова. Огонь вернулся, как возвращаются в родной дом – спокойно и неспешно. А флейта играла. И круг ахнул, как один человек, когда старый шаман, не прерывая игры, встал и пошел в огонь. Люди рванулись, чтобы удержать шамана, но барабаны рявкнули – «не сметь!». Шаман взошел на костер с флейтой в руках, его охватило плаамя, и крик казался продолжением музыки. с торжествующим гулом пламя взвилось вверх – и опало. Угли зашипели, словно их залили водой. Барабаны смолкли. А люди, стоявшие вокруг, услышали плач младенца, лежащего на углях, будто на мягкой перине.
|
|
« Последняя правка: 17.10.2005, 18:01:18 от Иероним »
|
IP записан
|
Довольно быстро отказался я ... от мысли посвятить себя гуманитарным наукам. Раздражала зыбкость и шаткость суждений, выносимых на основании мизерного числа фактов.
© И. А. Китайгородский
|
|
|
Ratri
Offline
Пол:
сообщений: 319
|
Хорошо, что есть два варианта. Можно сравнить Морщащийся этнограф мне нравится все больше и больше А описание танца, по моему мнению, достойно всяческого восхищения! Иероним, большое спасибо! P.S. А все-таки в одном предложении закат и рассвет - немножко не то... Но теперь хотя бы понятна хронология:) Если будет желание мучать текст дальше, может, поставить сначала что-то типа: три дня жгли большой костер. В день праздника на рассвете пламя перестали поддерживать - и дальше до закатной процессии:)
|
|
|
IP записан
|
|
|
|
sKandi
Offline
Пол:
сообщений: 1993
коты побольше
|
Кратко, ёмко и красиво. "Танец" - это отдельный абзац. *такой вот типа каламбурчик *
|
|
|
IP записан
|
"ведь у него лишь только слово, только слово - но какое!" (с) Гр.Об.
|
|
|
Ника
Global Moderator
Offline
Пол:
сообщений: 67044
и.о. Царя
|
Да, второй вариант получился лучше, благодаря конструктивному вмешательству Ратри. А вопрос с рассветом и закатом я бы решила совсем просто, написав (вместо "а на рассвете оставили затухать") "а с утра оставили затухать". Интересно, а все поняли, что значит "племя екоэн" ? Я вот не поняла без объяснения Иеронима, хотя после объяснения это показалось мне элементарным.
|
|
|
IP записан
|
Волшебное существо! Так вот что я такое! А вовсе никакая не "хрень"
Макс Фрай. Мастер ветров и закатов
|
|
|
v i j a
Offline
Пол:
сообщений: 2982
в сторону от
|
Ммм.. Красота такая!
|
|
|
IP записан
|
зима будет долгой, но всё обойдётся © Сплин
|
|
|
Cutty Sark
Moderator
Offline
Пол:
сообщений: 3873
|
Да-а-а, второй вариант еще лучше!
|
|
|
IP записан
|
"Most people ignore most poetry because most poetry ignores most people." Adrian Mitchell
|
|
|
|
|