"О скитаньях вечных и о Земле..." - именно так мне захотелось озаглавить обоз № 15 - использовав название одного из трогательнейших рассказов Рэя Брэдбери. Это придумалось/вспомнилось как-то само собой после прочтения непредумышленной, стихийно образовавшейся стихотворной «дуэли» Глафиры и Аксолотль. (Об этих двух стихах непременно будет сказано ниже). Так вот. То ли
подкравшаяся незаметно обрушившаяся внезапно летняя жара и, как следствие ея, некоторая дачно-отпускная разморенность/расслабленность оказали таки свое тлетворное влияние на форумчан, и народ дружно начал задумываться о философическом... То ли просто не могла всех нас минуть
чаша тема сия. Но это случилось. Стихи форумчан на этой неделе посвящены высокому –
вечности и вечным скитаниям, и ожиданию, и возвращениям.Эпиграф:"В одной моей старой книге есть такое место, - он нахмурился, вспоминая: - "... о скитаньях вечных и о Земле... Кто владеет Землей? И для чего нам Земля? Чтобы скитаться по ней? Для того ли нам Земля, чтобы не знать на ней покоя?" (с) Рэй Брэдбери.Итак, мы начинаем. Что же это такое - вечные скитания? Каково быть скитальцем? А каково это – вечно ждать?! Есть ли такое место на Земле, куда скитальцу можно и стОит вернуться? Наверное, это место там, где тебя помнят, любят и ждут – независимо от того, где именно на твоем жизненном пути это место находится. Оно может быть уже «за спиной», а может, оно только ждет впереди; ты мог уйти уже однажды оттуда или ты вернешься туда, как в Землю Обетованную, как в дом свой истинный - впервые, но как было обещано и предначертано.
Смотрите, именно об этом говорит в своем стихе
Квартиры Посуточно АКСОЛОТЛЬ:
«У тебя за ушами, Лен, лён,
у тебя сердце – Крым, серьги – клён,
нету больше таких имён,
у которых бы так спалось,
так выравнивался б откос,
так оплачивался бы счёт»Эта лирическая героиня - истинная Пенелопа, потому что она ждет. Просто лирический герой еще этого не понял. Может, они и знакомы тысячу лет - и всю эту бездну времени она верила, что он
"вернется". И смотрит на него, и думает - ну как, как можно его не любить?!
…думает: «Ну чего он, ведь когда он так говорит,
даже у рыб – прорастают из горла связки
и пробивается слово: «Ходить, ходить».А вот и другая сторона
медали «дуэли» - стихотворение ГЛАФИРЫ
Старая-новая Пенелопа. Есть ли здесь любовь? Кто кого?.. Любит, в смысле. Разве штампом в паспорте определяется "статус"/бремя Пенелопы? И какая разница - с кем он, почему он?.. Это ведь мужчина, который_ушел_на_войну. Пусть он выживет - любой ценой - и -
вернется. Любишь – жди. А прощать/не прощать - не нашего ума дело, на то есть иные, высшие инстанции.
Голые стены стрижешь, словно волосы:
где он опять? под какою цирцеею
пятые сутки в тоску свою целится?
хватит ли мелочи на прощение?..Импровизированное противостояние
двух систем двух точек зрения ничем завершиться не могло. Сколько нас, столько и мнений, и моделей поведения. Юпитер и бык, опять же... Или там - что русскому хорошо, то немцу смерть. На вкус и цвет и каждому - свое, в общем.
В последний момент (вчера вечером) в своеобразную эту дискуссию включилась КНИГОЧЕЯ, написав стихотворение
Лучше, в котором декларируется, что
вечно ждать, «когда же вернется грэй» - невыносимо, невыносимо!!! – лучше, мол, вот это, и вот это… Но ощущение от стиха, послевкусие – такое… странное. Не уверена героиня в том, что говорит. Сама себя убеждает, что ждать не нужно, но – ждет. Ассоли – они такие.
В доме без крыши, без окон и без дверей,
В городе без дорог и без расстояний.
Лучше взбираться по самой крутой горе,
Лучше просить на площади подаянье,
Чем дожидаться, когда же вернётся грэй.Но все-таки, все-таки… Пусть они
возвращаются. И тогда будут -
"вечные сумерки и вечные колокола", как в эпиграфе (о, какой эпиграф!) стихотворения НИКИ
В маленьком городе. Пусть нет в небольшой этой зарисовке ни слова о
вечности и
возвращении, но мы-то с вами понимаем, что эпиграф выбран неспроста...
И когда расступились бы дачи и гаражи,
откатились машины и прочее всё имущество,
можно было бы в маленьком городе вместе жить.
Можно в городе. И в деревне. В палатках. Во мраке юрт."Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду". (с)
В другом стихотворении НИКИ, появившемся на этой неделе, в
Ты на работе присутствует волшебное слово «всегда», наличие которого является для меня необходимым и достаточным основанием для помещения стиха в обоз. «Всегда» - сколько удивительно теплой - для вечности (!) -
вечности в этом коротком и звонком слове!
...но на них нет отчётов, расчётов, планов и важных схем –
все картинки в твоих глазах – посильней «Плейбоя» –
я на них то нежна, то зла, то прочна, то слаба совсем –
я разведала небо глаз твоих голубое,
я теперь там всегда – как лазутчик, новый сверхсамолёт!О
вечном ожидании, о вере в чудо, в возможность невозможного, но - такого простого, обычного - человеческого счастья, по-моему, и стихотворение TUN-TUN
Ваш собеседник:
Ваш собеседник пишет Вам сообщение, выдалбливает долотом письмо, *а потомки скажут: вода и ветер терзали скалу в заливе*…
Ваш собеседник строчит Вам сообщение как умеет, выкладывается, чтоб долото отбивалось каллиграфическим arial-black-курсивом
и Вы не портили глаз, читая, а только хмурили лоб, мол, вот бывает...
Вы хмурите лоб и пьете свой чай, блуждая глазами по идеальным строчкам.А этот самый персонаж, который «Вы», адресат, сможет ли понять, что «идеальные строчки» - это, вероятно, самые искренние и важные слова, которые пишутся прямо из сердца, пишутся просто потому, что их - не удержишь?.. Так может быть - ответить?..
В стихотворении MFT
Видение накануне летнего солнцестояния о скитаньях и возвращениях говорится прямым текстом. Причем, о скитаньях виртуальных и возвращениях не-мучительных. Немного страшно, но это потом проходит. Зато впечатлений – масса.
там – за экраном – полная свобода
пока вы телевизор не включили
для нас и возвращенье не мучительно
давай-ка я возьму тебя с собоюПусть
неловко, к тому же
Из стекла и камня, но два этих стиха КРЕОНЫ вполне можно втиснуть в прокрустово ложе заявленной мной темы.
Ловким движением руки… ну, приблизительно, вот так:
Каждый день звенит, как подброшенный вверх пятак,
Подбираешь проверить, а там ни орла, ни решки -
С обеих сторон пустая, пустая, глухонемая гладь.
Встреть меня по одёжке и проводи без спешки -
Это всё, что мы можем друг другу дать.О чем это? Может быть, о встречах и разлуках, то есть – правильно –
о скитаньях вечных. А вернуться всегда можно, пусть даже твой настоящий дом на данный момент – всего лишь обычная лавочка, например, у подъезда:
и опять растерянно так, неловко,
и во мне английского - так, булавка,
и плывёт над нашей дождливой лавкой
тополиная боеголовка.
Читаем дальше. ЮККА в своем стихотворении
Ненавижу ненужность вещей… поведала нам о том, что:
В бесконечном побеге от правды полуночных мыслей.
Из апокрифов вырвав эпиграфы, кружится гриф,
Над равниной пустынной, сравняв мирозданье с ладонью.
А на этой ладони так ладно лежать и мечтать,
Что закончится ненависть. Всё ведь имеет пределы.Закончится, обязательно! Настранствовавшись вдоволь по пустынной равнине ненависти, непременно нужно куда-нибудь
вернуться. В любовь, кстати. Почему бы и нет?..
СИМАМУРА порадовал печальнейшим стихотворением
Есть, в котором есть все:
Есть пятница, после которой суббота,
Есть электричество, нефть и газ,
Есть всё что хочешь, в этом так наз.
Мире для нас. Есть слово, и дело
Слово для духа и дело для тела…«Только вот нет никого с нами рядом» - это финальная строчка, но это не итог. Не может быть, – кричит это стихотворение, - чтобы в мире, где есть все, не нашлось кого-то, кто смог бы стать рядом! Ждать – каким бы
вечным-бесконечным ни казался процесс ожидания. Потому что – есть! – не может не быть.
Июнь – мы сейчас говорим о стихотворении АКСОЛОТЛЬ
Июнь - вполне может стать новой точкой отсчета, отправным пунктом на пути
возвращения к себе. Попросить, кого следует, вот так:
сделай так, чтоб во мне прекратился недетский вой,
просто взял одним утром прекрасным – и разом вымер,
чтоб остался один пятнистый июнь топлесс,
с его запахом детских веранд, захламлённых тарой,
что на крышу мою, не стесняясь, легко залез
и катает по шиферу солнце бильярдным шаром.Да и фиг с ним, с топлЕссом… Зато как здорово катается по крыше бильярдный шар солнца! Чтоб! То есть – пусть! «Вечный полдень»! (Это песня «Ундервуда». Так, вспомнилось).
А в запредельно-красивом стихе ГЛАФИРЫ
и пока... тема освещается настолько
запредельно-вечная, что тут и сомнений никаких не может быть. Об этом самом. Тут и «неживая вода» есть, и «небесный Отец», и незрячие/онемевшие/оглохшие лиргерои. Такое может быть только
там, за горизонтом за пределом. Судите сами:
и пока нас (незрячих) Господь не снимает с огня
и пока поспевает черешня и бродит в зрачках
ты меня обними обмани и забудь про меня
променяй пронеси мимо рук в непослушных рукахК сожалению, ожидание может оказаться напрасным. С одной стороны. С другой – можно ведь и опоздать… Именно это и случилось с незадачливыми героями стихотворения КАРЕЛИАН
Названный брат. Не будет у них
вечного дома. Скитания продолжаются. Герой не смог дождаться, героиня опоздала. Разминулись на перекрестке. Бывает. Эх.
На всех остановках мира, на всех вокзалах я ждал - ты знаешь! - я ждал тебя столько лет.
Сестра, сестра, опоздала ты, опоздала – я сжёг мосты и уже оплатил билет.И еще одно стихотворение – грустно-ироничный
сонетик седьмой от БАРРЕТТА. Здесь тоже есть
вечность. Может быть, эта вечность несколько неправильная… ну, не такая, как хотелось бы. Надо с ней что-то делать, да. Если лиргерой задумывается о своей непутевой вечности – полдела, считай, сделано и полдороги пройдено:
Жизнь прогорала, как дрова,
Хотелось сдаться докторам,
Июнь мелел, как пиво в банке,
Я жил у вечного костра,
Двадцать второго в пять утра,
Писал сонет для тех, кто в танке. Что удивительно, и
Блиц-141, и
Фотостихоконкурс-94, задуманные совершенно_не_об_этом, абсолютно логично вписываются в наш сюжет. Видимо, судьба.
В блицевом варианте АКСОЛОТЛЬ – очередной «готичной», красивой (и страшной одновременно), истории – героиня ея, девушка по имени Майя, только и говорит, что, мол,
вернется суженый-то:
Майя знает, что он вернется на это кладбище через год.
но пока она здесь не ест, недвижима, сидит и ждёт,
и ладонь на живот кладёт.
Улыбается и кладёт.
«Ты пребудешь со мной, но пока что хронически недостаточен,
а когда ты вернешься, день будет сказочным, будет праздничным».А вот КАРЕЛИАН написала о
вечном празднике – что бы ни делала героиня стиха, куда бы ни ехала, все едино:
...дальше иди, куда шла; если в бой – то в бой,
в радость ли, в боль;
что дала, то взяла вода,
только твой праздник теперь навсегда с тобой –
и ты от него не денешься никуда.Вариант НИКИ, победивший в Блице, такой щемящий, просто до слез… Такие темы вне голосований и всяческих рейтингов. Да, вернуться можно и мысленно, в собственное детство, например. Память – это ведь только инструмент, помогающий нам, если надо,
возвращаться.
Родители меня на демонстрацию
берут с собой. Мне нет ещё шести.
И надо не заплакать постараться,
когда воздушный шарик улетит…О скитальцах во времени и пространстве и два запомнившихся мне варианта из Фотостихо-94.
Читаем у MFT:
пространство перемешанное временем
течёт преображаясь каждый миг
и ты – меня не в силах опознать
отправишься в глухое зазеркалье
где только пустоту мы отыскали
и вечности разбитую печатьИ у ГИДРИКА – в победившем – таком призрачном и таком романтичном стихотворении:
Ты в призрачность оград свою тропу проложи,
И рябью по воде рисуй открытую дверь
Из каменного города крестов и мостов,
Сквозь степи заблуждений и сквозь джунгли потерь -
В тот самый запредельный из далёких раёв,
В который ты не веришь. И не надо, не верь!И правильно: верить – не обязательно. Иногда что-то происходит неожиданно, спонтанно. Мы и не верим, и не надеемся, а чудо – вот оно.
Дверь, на всякий случай, можно держать открытой – этого вполне достаточно. Может быть, она послужит выходом – в этот самый далекий рай. А может быть – входом. Для измученного вечной дорогой странника, который именно здесь сможет обрести свой настоящий, обетованный, предначертанный свыше ДОМ.
Обоз на этой оптимистической ноте, однако, не заканчивается. Потому что хочется отметить еще одно стихотворение, не вписавшееся в тему. Хотя… Это ведь -
вечные ценности! Таких стихов у нас на форуме совсем не много. И пишет их – в основном – только один наш автор, CUTTY SARK. Ну, вы поняли – я про стихи для детей. Это только кажется, что стихи для детей писать просто. Далеко не у всех и не всегда получается забавно и остроумно, как в одном из последних стихов Наташи –
Как феи пирог пекли.
А вот теперь – FIN
Спасибо всем за стихи. Спасибо, что прочитали мой первый обоз. Надеюсь, блин не совсем комом…
И вовсе не по принципу соответствия задуманной теме, как вы могли бы подумать, я выбирала стихи для этого…
оборзения! Все стихи, которые я обозрела, мне очень понравились, вот!
Конечно, в обозрении невозможно обозреть все, что написано авторами форума за неделю. Ибо, как говорится, нельзя объять необъятное. Однако ваша
Ноти старалась, правда-правда