Lynx
Offline
Пол:
сообщений: 3482
Кошка на раскаленной крыше
|
Удивительное дерево, обнажившее причудливые узоры своих корней, было поймано на фотоохоте и показано нам талантливой Аленой "Ivea". Дерево, растущее прямо на скале. "И на камнях..." - задала тон Лора Трин, ведущая юбилейного сотового фотостихоконкурса, ... "растут деревья" - тут же подхватила Юкка ("Ааааа! Отняли строчку, я тоже такую хотела!" - завопила я, но было поздно: строчка была уже занята проворной Юккой. Юкка меня просто поражает: для нее каждый конкурс - это блиц! Как-то она почти всегда умудряется написать стихоотклик первая!). Повествовательная спокойная интонация, четкий чеканный ритм и очень красивая ностальгическая тема - корни, уходящие в прошлое, "и в печенегские кочевья и в золотые города". Темой прошлого и корней автор не ограничивается. Спускающиеся по скале корни наводят Юкку на очень изящную стихомысль: деревья жаждут движения и бега, так же как мы, люди, мечтаем о покое, о том, чтобы "встать на миг, в сторонке и в изнеможенье уйти корнями в материк".
Юкка предложила еще и вторую версию прочтения фотографии Алены, уже не былинно-философскую, а сказочную. Лирическая героиня "была сосной", и глазами сосны мы видим окружающий мир. Он дивно-прекрасен, метафоричен, как в древние мифотворческие времена. Ветра в этом мире бывают косарями, косматые клены смеются, дожоди плачут, камыши говорят. Сказочность и "заклинательность" стиха создается также за счет звукописи, аллитераций и ассонансов. Послушайте только самое начало, красота-то какая:
Я была сосной, я сплетала корни в косу: Косари-ветра, не коснитесь лис и косуль! А косматый клен надо мною смеялся<...>
Корни, Коса, Косари, Коснитесь, Косули, Косматый Клен - аллитерация на "к", и внутренняя, чуть менее заметная свистящая, как ветер, аллитерация на "с" (сосна, сплетала, коСа, коСари, коСнитесь, лиС, коСуль, коСматый, смеялся).
Есть в этом стихотворении тоска по живому теплу, желание Со-чувствия и со-участия. Сосна переживает за участь лис и косуль под холодными ветрами, потому что "чужие раны сильнее болят" (аж дух захватывает от такого чистого альтруизма!), а камыш утешает ее, высказывая предположение, а вдруг зимой в корнях сосны кто-то живой заведет себе норку, и будет сосне в лютую стужу немного теплей. Так и сочится за красивой образностью, метафорикой и звукописью этого стиха чисто человеческая тоска по теплу.
Анирам и Алабай, пришедшие в сотое фотостихо сразу вслед за Юккой, увидели в сплетениях корней на фотографии вечную тему любви. Все начинается с корней? "Все начинается с любви" - откликается Анирам, размышляя в своем стихотворении о корнях любви. В истоках любви автор видит "тоску и боль во мраке мшистом", Черный труд", который не видят беспечные листья, живущие под солнцем. Стихотворение Анирам - не стихотворение-любовь, а философское стихотворение о любви. Размышление о том, что счастье и радость, которые получает листва, подготовлены "глубинными сплетеньями" корней. Немного тяжеловесно, на мой взгляд, выражение этих мыслей в стихе Анирам, впрочем, философские стихи часто тяжеловесны, возможно, поэтому голосов за эту работу Анирам было отдано не слишком много.
А вот любовное фотостихо Алабая оценили многие (признаюсь, я среди них). Очень красивая проведена Алабаем параллель: сплетение корней и сплетение тел двух влюбленных. Нежная, тонкая, очень красивая эротика получилась у Алабая:
И соки забродили под корою, Почувствовав божественный экстаз, И корни, расставаясь со скалою, В своем сплетеньи повторили нас.
Но тут пришел в фотостихо Лунный Игрок, и из пространства личного к нам ворвалась реальность. ЛИ узнал реальное место действия фотографии: Монрепо, и узнал дерево, которое оказалось карельской сосной. Точное место действия есть, и далее вместе с Лунным Игроком мы отправляемся в далекое прошлое, и даже не к печенегам, как с Юккой, а к леднику, который сошел сюда, "сметая мегатонны камня". Вообще монументальное получилось стихотворение: мегатонны, ледник, "стоны вздыбленной земли", корчащаяся природа, гекатомба... Монументальные процессы описаны достойным сильным и мощным языком: "И жизнь , боролась и держалась, врастая намертво в нежизнь". Карельская сосна, прорастающая сквозь камень к свету, похожа на ту самую древнюю борьбу жизни с нежизнью, - и это мощно, прекрасно, жизнеутверждающе и сильно.
И далее - контраст с монументальностью, тихое, мягкое и очень мудрое стихотворение Тани Лузиной. Стихотворение просто о жизни, о смене поколений, о времени, о взрослении детей, о взаимопомощи, о старости и молодости, о страхе одиночества... То есть обо всем том, с чем сталкивается рано или поздно каждый из нас. Стихотворение написано просто, и своей простотой оно трогает, задевает какие-то очень важные струны внутри.
Когда ты вырастешь, и повзрослеют твои дети, Я, может быть, стану деревом, я буду шуметь над берегом, Качая своими ветками, гонять над водою ветер.
Обвив корнями склон и уткнувшись во что-то синее Хвоей или листвою. Я буду болтать с тобою Ночами, днями, долго - про всё, про что ни спроси меня.
В этих строках столько заботы и любви, такая острая надежда, что человек останется нужным своим близким и когда станет старым. И даже когда уйдет совсем. И не просто останется нужным, но и будет иметь возможность помочь, поддержать, как когда-то поддерживал ребенка, ведя его за руку через дорогу. Лирическая героиня хотела бы превратиться в дерево, чтобы всегда оставаться рядом. "Для одинокого дерева жизнь - это слишком долго," - объясняет в последних строках свой страх лирическая героиня. Не хочется быть одиноким деревом, хочется быть в кругу семьи, близких и друзей. И больно от острого чувства времени, от того, что в мире все преходяще, - как показано Таней в ее стихоотклике на фотографию дерева.
Возвращаемся к истории. Вернее, к анти-истории. "Мы однажды были деревьями без корней", пишет Книгочея и обращает наше внимание на то, что мы ничего не знаем про этот мир, историю, жизнь... И в этом нелепость нашего удела, горький "каменный" хлеб нашей жизни. Опять философское стихотворение, но, в отличие от стихотворения Анирам, здесь не философия любви, а философия обыденной жизни людей, не замечающих, не помнящих, не знающих. Немного путанно местами, на мой взгляд, но в общем - хорошее стихотворение, заставляющее задуматься.
А вот кто он, лирический герой (или они - лирические герои) стихотворения Orange Girl, я так до конца и не поняла. Кто-то сплелся, как корни. Лирическая героиня врастает в первого в стае, прощается "человечьим" (в себе?)... Допустим, что герои - оборотни-волки? Но в следующей строфе появляются галлы, Вальхалла, "узоры святой спирали" - образы из человечьей истории. А в третьей строфе - собаки и охотники, прощание и пожелание "держаться". Опять волки? И все же, причем здесь корни и их сплетения, где дерево с фотографии Ivea? (кроме двух фраз "сплелись, как корни" и "судьбы сплетенья" я не увидела отсылок к фотографии) Как-то мне непонятно, признаюсь...
А вот несмотря на "сложные" (гекатонхейры, гамадриады и прочие глубины Тартара) слова из мира греческой мифологии, легшие в основу словесной канвы стихотворения Драгомана, тут мне было все понятно и приятно весьма своей мифологичностью! Еще одно стихотворение (вместе с Монрепо Лунного Игрока), вызывающее очень могущественные и мощные картины в сознании. Еще бы! Ведь герои стихотворения - сторукие чудовища, порожденные Ураном и Геей. Именно с ними сравнил Драгоман дерево с могучими корнями, представленное на фотографии. Стихотворение очень насыщенное мифологическими аллюзиями, а также не лишенное юмора, чем оно особенно привлекательно. Очень забавно сочетаются громоздкие и величественные слова греческого происхождения с современной лексикой. Глубины Тартара - и фары. Гамадриады - и "въезжают в юмор". "Гордятся вкладом в дело мира" - такое вот в стиле соц.реализма пояснение роли гекатонхейров в древнегреческой мифологии. Вообщем тонко, стильно и просто замечательно!
Наконец, последним в фотостихо явился Гидрик, и хорошо, что явился, ибо своим стихотворением он сразу покорил сердца многих читателей. Какие метафоры, какие образы, какая аллитерация, какой выдержанный ритм! "А корни-крючья плели узоры, в громаде камня ища просвет", "живой жар подземных рек", "царь скандинавской флоры" - это та самая сосна. И великолепная заключительная строфа:
Уходят духи, в себя не веря - Душа уходит из наших мест. Три южных бога пришли на Север, На древнем древе поставив крест.
По-моему, фотостихоконкурс получился великолепный. Разнообразный и яркий, с высвеченными темами истории (человечества и личной истории), мифологии, любви, тепла и одиночества. Спасибо большое всем участникам и спасибо Ivea за вдохновившую нас фотографию!
Обозревала сотое фотостихо Lynx
|