Форум Ники Невыразимовой
Добро Пожаловать, гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
01.05.2024, 11:43:54

Войти
Поиск:     Расширенный поиск
Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Аристотель
634061 Сообщение в 50204 Темах от 725 Участников
Последний зарегистрированный участник: patient
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
+  Форум Ники Невыразимовой
|-+  Вокруг стихов
| |-+  Алгеброй гармонию
| | |-+  И ещё раз о рифме
0 участников и 1 Гостей просматривают эту тему. « предыдущая следующая »
Страницы: [1] Вниз Печатать
автор Тема: И ещё раз о рифме  (прочитано 4888 раз)
Ryo
гость


E-mail
И ещё раз о рифме
« от: 02.03.2010, 13:18:16 »

Пишу как человек, которого довольно часто критикуют за "широкий взгляд на рифмы" (спасибо Карелиан за столь меткое определение).

Честно говоря, не хотелось бы здесь в сотый раз перечислять различные виды "плохих" рифм (ассонансные, параллельные, глагольные, неравносложные и т. п.) На самом деле я хочу сказать, что это всё неважно. Потому что хорошим стихам "плохие" рифмы не мешают, а плохим - и хорошие не помогут. И, кстати, если уж говорить о качестве рифм, то банальные рифмы, на мой взгляд, являются гораздо большим преступлением, чем неточные. И то - существует множество отличных стихов, построенных на банальных рифмах.

Моё мнение таково: любой человек, который пишет стихи, сначала должен научиться писать крепкую силлабо-тонику с хорошими рифмами. После этого можно приступать к эспериментам. Это как у художников: лучшие абстракционисты - те, кто владеют в совершенстве академической манерой.

Несколько примеров для размышления.

Ассонансные рифмы:

Мы с тобой на кухне посидим.
Сладко пахнет белый керосин.
(Мандельштам)

Ты стоишь в стакане передо мной, водичка,
и глядишь на меня сбежавшими из-под крана
глазами, в которых, блестя, двоится
прозрачная под стать тебе охрана.
(Бродский)

Девочка-память бредёт по городу, наступает вечер,
льется дождь, и платочек её хоть выжми,
девочка-память стоит у витрин и глядит на бельё столетья
и безумно свистит этот вечный мотив посредине жизни.
(Бродский)

Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
Объединяют всех людей с людьми.
(Ахмадуллина)

Глагольные рифмы:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит.
Летят за днями дни, и каждый день уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и, глядь, как раз умрём.
(Пушкин)

А ведь раньше лучше было.
И, пожалуй, не сравнишь,
Как ты прежде шелестила,
Кровь, как нынче шелестишь.
(Мандельштам)

Золотистого мёда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, - и через плечо поглядела.
(Мандельштам)

И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море Чёрное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
(Мандельштам)

Банальные рифмы:

В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.
(Цветаева)

Тоска! Так день за днём идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шёпот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
(Пушкин)

Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы;
Пускай другие чтут ревнивый суд невежд;
Свободный наконец от суетных надежд,
От беспокойных снов, от ветреных желаний,
Испив безвременно всю чашу испытаний...
(Баратынский)


Сразу предупреждаю - в цитатах могут быть незначительные неточности, поскольку большая их часть приведена по памяти.
« Последняя правка: 02.03.2010, 13:48:30 от Рё » IP записан
Vlad
*
Offline Offline

Пол: Мужской
сообщений: 1129



Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #1 от: 02.03.2010, 13:33:22 »

хорошим стихам плохие рифмы не мешают
А разве в хороших стихах могут быть плохие рифмы? Smiley
IP записан

«Товарищи! Сурово карайте псевдопоэтов, пренебрегающих правилами правописания!»
(Лозунг времен «культурной революции» в Китае)
Ryo
гость


E-mail
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #2 от: 02.03.2010, 13:40:16 »

Здесь слово "плохие" надо было взять в кавычки.
IP записан
Vlad
*
Offline Offline

Пол: Мужской
сообщений: 1129



Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #3 от: 02.03.2010, 13:49:50 »

В таком случае надо брать в кавычки и слово "хорошие". Wink Grin
IP записан

«Товарищи! Сурово карайте псевдопоэтов, пренебрегающих правилами правописания!»
(Лозунг времен «культурной революции» в Китае)
Карелиан
green Moderator
*
Offline Offline

Пол: Женский
сообщений: 14132



WWW
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #4 от: 02.03.2010, 14:09:54 »

Про широкий взгляд на рифмы я поняла, когда Рё заявил, что "палка-селёдка" - неплохая, в сущности рифма: "ну, во-первых, это похожие слова..." Roll Eyes

Про академическую манеру и эксперименты, конечно, всё так (хотя ни Мандельштам, ни Баратынский, а уж тем более Пушкин не кажутся мне хорошим образцом для подражания в смысле техники - в отличии от Цветаевой с Бродским).

Тут вот какая ещё вещь: одинокая ассонасная рифма в компании точных смотрится плохо и торчит из неё, как заноза из пальца. И наоборот.
Конечно, надо рассматривать стих в целом, а не отдельные рифмы. В каждом отдельном случае одна и та же рифма может быть "хорошей" или "плохой", "торчать" из текста или не "торчать" - это как раз вопрос владения техникой, к чему мы все тут так дружно стремимся. Smiley
IP записан

It doesn't interest me who you know or how you came to be here. I want to know if you will stand in the centre of the fire with me and not shrink back.
© Oriah Mountain Dreamer
Ryo
гость


E-mail
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #5 от: 02.03.2010, 14:15:09 »

Про широкий взгляд на рифмы я поняла, когда Рё заявил, что "палка-селёдка" - неплохая, в сущности рифма: "ну, во-первых, это похожие слова..." Roll Eyes

Не так. Я сказал: "Это неплохая рифма. Во-первых, она смысловая..."  Grin
IP записан
Ника
Global Moderator
*
Offline Offline

Пол: Женский
сообщений: 67044


и.о. Царя


WWW
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #6 от: 02.03.2010, 14:15:42 »

Согласна с Карелиан.

Кроме того, взгляды на рифму менялись на протяжении столетий - всё-таки Пушкин и Баратынский писали по другим канонам.
IP записан

Волшебное существо! Так вот что я такое! А вовсе никакая не "хрень"

Макс Фрай. Мастер ветров и закатов
Vlad
*
Offline Offline

Пол: Мужской
сообщений: 1129



Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #7 от: 02.03.2010, 14:23:06 »

Про широкий взгляд на рифмы я поняла, когда Рё заявил, что "палка-селёдка" - неплохая, в сущности рифма: "ну, во-первых, это похожие слова..." Roll Eyes

Рё, кстати, последователен... Вот пример. Smiley
Ломают рапиры надменные гранды
в сверкающем сталью стремительном рондо.
IP записан

«Товарищи! Сурово карайте псевдопоэтов, пренебрегающих правилами правописания!»
(Лозунг времен «культурной революции» в Китае)
Ryo
гость


E-mail
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #8 от: 02.03.2010, 14:26:55 »

Гранды / рондо - это очень хорошая диссонансная рифма. В ней совпадают все согласные, которые стоят перед гласными или после них. А вот гласные не совпадают.  Cool
IP записан
Ryo
гость


E-mail
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #9 от: 02.03.2010, 14:29:07 »

Кроме того, взгляды на рифму менялись на протяжении столетий - всё-таки Пушкин и Баратынский писали по другим канонам.

Как минимум глагольная рифма уже тогда считалась плохой. Тот же Пушкин в "Домике в Коломне" заявлял:

А чтоб им путь открыть широкий, вольный,
Глаголы тотчас им я разрешу...
Вы знаете, что рифмой наглагольной
Гнушаемся мы. Почему?  спрошу.
Так писывал Шихматов богомольный;
По большей части так и я пишу.
К чему? скажите; уж и так мы голы.
Отныне в рифму буду брать глаголы.
IP записан
Карелиан
green Moderator
*
Offline Offline

Пол: Женский
сообщений: 14132



WWW
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #10 от: 02.03.2010, 15:27:11 »

Про широкий взгляд на рифмы я поняла, когда Рё заявил, что "палка-селёдка" - неплохая, в сущности рифма: "ну, во-первых, это похожие слова..." Roll Eyes

Не так. Я сказал: "Это неплохая рифма. Во-первых, она смысловая..." Grin

Точно! Это, безусловно, меняет дело Roll Eyes

Кроме того, взгляды на рифму менялись на протяжении столетий - всё-таки Пушкин и Баратынский писали по другим канонам.

Как минимум глагольная рифма уже тогда считалась плохой. Тот же Пушкин в "Домике в Коломне" заявлял...

Но тогда ещё можно было использовать глагольные рифмы и при этом выглядеть прилично. Cool
IP записан

It doesn't interest me who you know or how you came to be here. I want to know if you will stand in the centre of the fire with me and not shrink back.
© Oriah Mountain Dreamer
Ryo
гость


E-mail
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #11 от: 02.03.2010, 15:53:24 »

Но тогда ещё можно было использовать глагольные рифмы и при этом выглядеть прилично. Cool

Сейчас тоже можно. Если это не "ица-ица" или "еца-еца", конечно.

Кстати, замечание по поводу того, что Мандельштам не является хорошим примером для подражания в смысле техники, мне кажется неверным. У Мандельштама как раз есть чему поучиться!

Во-первых, в русской поэзии он одним из первых (насколько я знаю) использовал логаэды.

Во-вторых, он мастерски проработал, фактически довёл до совершенства технику имитации античной метрики с использованием классических для русского языка способов стихосложения (пятистопный дактиль, пятистопный анапест).

Ну и ещё много чего хорошего сделал.
IP записан
Карелиан
green Moderator
*
Offline Offline

Пол: Женский
сообщений: 14132



WWW
Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #12 от: 02.03.2010, 15:56:15 »

Кстати, замечание по поводу того, что Мандельштам не является хорошим примером для подражания в смысле техники, мне кажется неверным. У Мандельштама как раз есть чему поучиться!

Во-первых, в русской поэзии он одним из первых (насколько я знаю) использовал логаэды.

 Shocked

*уходит учиться у Мандельштама*
IP записан

It doesn't interest me who you know or how you came to be here. I want to know if you will stand in the centre of the fire with me and not shrink back.
© Oriah Mountain Dreamer
Disha
*
Offline Offline

Пол: Женский
сообщений: 238



Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #13 от: 02.03.2010, 16:28:02 »

По-моему, есть еще такой критерий (может быть, субъективный) как убедительность. Если все произведение в целом доказывает, что именно эти слова должны быть зарифмованы, то можно принять даже "розы-морозы" или "любовь-кровь".
IP записан

Я весь навстречу музыке: я смотрю на нее во все глаза, я слушаю ее во все уши, но я не вижу ее и не слышу. Тогда отчего же я думаю, что она есть?... (с)
Симамура
*
Offline Offline

Пол: Мужской
сообщений: 11248


Здесь написано не то что здесь написано


Re: И ещё раз о рифме
« Ответ #14 от: 02.03.2010, 16:29:04 »

Считаю, что рифм хороших и плохих не существует в том смысле. что это дело музыкального слуха пишущего. Вот например, у Михаила Флориановича были такие рифмы, которые без предслышания воспроизансти неаозможно. Это такой себе джаз. А всё остальное - дело техники.
IP записан

"Курощение, низведение и дуракаваляние"
Страницы: [1] Вверх Печатать 
« предыдущая следующая »
Перейти в раздел:  

Powered by MySQL Powered by PHP Форум Ники Невыразимовой | Powered by SMF 1.0.23.
© 2005, Simple Machines LLC. All Rights Reserved.
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,306 секунд, с использованием 19 запросов.