1. На картину 1.«Tarde de domingo»Колебанья звука вычурны и зыбки.
Для меня - так мука, но в восторге птички.
Дед, хотевший внука, истязает скрипки.
То играет Глюка, то играет Шнитке.
А снаружи лето дразнит-искушает.
Рвут из душных клеток на природу детки.
Мне б гонять за ветром, только дед решает,
Сколько мне рассветов прохлаждаться в клетке.
Вырасту большая - скрипку в шкаф запрячу.
Мне она мешает - дедово наследство.
Дедушка не шарит, что мне нужен мячик
И меня лишает радостного детства.
2. Скрипка во сне (на картину 1. «Tarde de domingo»)Как хорошо играть во сне на скрипке
кривым смычком – похоже, веткой ивы,
чтоб приплывали золотые рыбки
на мрачный берег Финского залива,
и каждая – желание исполнит,
а их полно. И ты, конечно, рядом
и тихим смехом освещаешь полночь
в избушке ветхой возле Ленинграда –
не Петербурга, нет, ещё Советы,
но всё уже дробится и кренится,
а я играю ивовою веткой,
и на моём смычке сидят синицы,
и можно не томиться больше ложью
и не считать, что счастье незаконно…
…Какая чушь! Я был тогда моложе.
С тобой мы вовсе не были знакомы.
Я не скрипач… Но разве это важно,
раз я во сне играю серенаду,
фонтаном бьёт шампанское из скважины,
шумит залив, и ты со мною рядом.
3. СИНИЦЫ (на картину 1. «Tarde de domingo»)А души тех, кто здесь когда-то жил,
Порою дом неслышно посещают,
Любуются знакомыми вещами
И светом наполняют витражи.
Мы думаем, что это лишь сквозняк
Дверь приоткрыл и скрипнул половицей,
Не помним здесь когда-то живших лица,
Не знаем, кто здесь раньше жил и как,
Не понимаем, глядя на синиц,
Каким-то чудом залетевших в гости,
Что звуки скрипки, нам не слышной вовсе,
В наш дом послушать собрались они.
4. тук-тук (на картину 1. «Tarde de domingo»)забилось сердце осени
тук-тук
в том месте августа,
где яблоки упали.
я ночью в небе,
дедушка, расту
и улетаю в солнечные дали,
где мы с тобою
слушали синиц.
весною их тинь-тинь,
как звон капели.
расплёскивая омут тишины
они опять во сне моём запели.
и скрипочка твоя во мне поёт
в такт осени,
и сердцу потакая.
ты говорил:
не плачь, душа растёт…
ты слышишь –
до тебя я дорастаю.
5. На картину 2. «Naturaleza durmiente con pequeno mar nocturne»Затапливает сны волной
Бездонный океан желаний.
Кораблики моих посланий
Плывут между тобой и мной.
Им непогода нипочем,
Им в паруса не нужен ветер,
Они с мольбою об ответе
Вплывают на твое плечо.
Но так и не надкушен плод,
И нет корабликам ответа,
И с первым проблеском рассвета
Утонет мой бумажный флот.
6. Поручение внучке (на картину 3. «El almohadazo»)Так много было сказано по делу,
Впустую и шутя, но без обид,
Что если бы и сильно захотел я,
Мне новое придумать не грозит.
Истрепаны слова - им в пору стирка.
Наверно, и отбеливатель дан
От сглаза и от запаха мастики,
И прочего. За прошлые года
Могло прилипнуть к ним, тем, что добрее…
Малыш, прополощи их от души.
Тебе сгодится и наступит время…
Ты мне из лучших, что-то напиши.
7. На картину 3. «El almohadazo»Когда дожди, барашки на волнах
Считая, засыпают, не добравшись
До глубины, я тщетно день вчерашний
Пытаюсь вызволить из моря сна.
Воспоминанья тянут руки вверх,
Но, мокрые, выскальзывают пальцы
Стемнеет – ночь заправит небо в пяльцы,
Чтоб вышить звезды крестиком. Со всех
Окрестных гор к ней тянется, тонка,
Тропинка. Из нее надергать нитей,
И будет маме – кофта, папе – свитер,
А девочке – дорога в облака…
8. На картину 4. «Cafe con palomas y Picasso»Убери свою скрипку, мальчик, спрячь подальше.
Время совсем не для музыки, не для искусства.
Но скрипку берет музыкант, и смычок достает,
и отправляет время назад или вперёд.
И в любом окне, в любом уголке наступившего вечера
проступали звуки и обнимали за плечи.
- Diminuendo, Diminuendo, - повторяет девочка, -
- Ещё, ещё!.. – никак не наслушаться, не напиться, -
мне хорошо, мне на все вопросы ответили… На листе ее птица.
(Её звали Жанна. Её звали Анна. Её звали Дана. Она
отзывалась на все имена и во все времена.
Она сидела у тихой волны. Она бежала за ветром степным.
Она зажимала уши в пивных - и думала о тебе.
Она просила тепла и весны, она дожидалась тебя с войны,
она рисовала такие сны… и думала о тебе)
…А я даже не знаю, был ли музыкант...
И если он был, то каким он был – старым, молодым?..И было ли это с нами?..
Или музыка – всего лишь воображение девочки с разными именами?..
…И девочка отпускает птицу с листа и птица летит всё дальше, всё выше…
возможно, что музыки не было – так, мечта… Но почему же я её слышу?..
9. Предчувствие (На картину 4. «Cafe con palomas y Picasso»)Ты запомнила? - Голубь осёл и овца
Тебе могут явиться в пророческом сне,
Потому что у дьявола нету лица,
Кроме морды звериной, но только не те
Сокровенные агнцы, смиряющий птах,
Что несёт в своём клюве зелёную ветвь,
Тебя могут обидеть и душу забрать,
Это Бог над тобою кружится, он здесь!
Не печалься, пей кофе, возьми карандаш,
Нарисуй мне свой день, нарисуй солнца свет,
И когда ты беззвучно шепнёшь: "Отче наш..."
Он к тебе прилетит, может даже во сне...
10. На картину 4. «Cafe con palomas y Picasso»Где мы ещё рискуем с тобою не встретиться? –
Спросишь неслышно меня между строчек в письме –
Голуби в небыль стремятся по птичьей лестнице,
Время к зиме…
Нет, не печалься, бояться нам больше нечего.
Мы же теперь неразрывны везде и всегда.
В чашку кофейную небо впадает вечером,
Но не гадай…
Не улечу я, ветер волос переменчивый
Сплёл меня с нитью, которую ты рисовал.
Нить между нами тянется тонко, доверчиво
В сны и слова…
11. На картину 6. «Alex y sus juguetes»Когда включается заря,
мои слоны на кухне прыгают,
а пони пончик втихаря
жуёт за папиными книгами,
влетают мячики в окно
за марципановым печением…
А я люблю смотреть кино
про лошадей и приключения!
12. На картину 7. «Viejo con violonchelo y movil»Виолончель была стара,
колки держали плоховато,
но помнила, как он играл
на ней ноктюрны и сонаты,
и руки сильные его,
смычка полет неудержимый,
жаль, не осталось ничего,
и жизнь, как день, промчалась мимо.
Но лишь любви мотив один
меж ними будет длиться вечность,
и стон, почти что человечий,
исторгнет из ее груди.
13. На картину 7. «Viejo con violonchelo y movil»Пустых чураясь антимоний,
Я запер сам себя в футляр,
Где только азбука гармоний
Звучала звоном хрусталя.
Я поклонялся нотным рунам,
Не ведал в творчестве границ.
Когда смычком водил по струнам,
Нередко привлекал я птиц.
К излишне приторным мускатам
Гурманам - нам не привыкать.
А вы смогли бы пиццикато
Из контрабаса извлекать?!
=================================================
Всем спасибо за прекрасные варианты!