ГАЗЕ́ЛЬ (араб.) - вид моноримического лирического стихотворения (обычно 5—12 бейтов-двустиший).
Рифмуется только 2-я мисра (полустишие) каждого бейта, за исключением первого бейта (матла), где рифмуются обе мисры.
Схема рифмовки: аа, ba, са, da...
В последнем бейте (макта) должен упоминаться тахаллус (прозвище-псевдоним) автора.
Каждый бейт Г., как правило, содержит законченную мысль и имеет как бы самостоятельное значение.
Как жанровая форма Г. возникла из народной лирической песни, вероятно, в 7 в. и окончательно сформировалась к 13—14 вв.
Выдающиеся персидские, таджикские поэты (Саади, Хафиз, Камаль, позднее Джами), а также узбекский (Алишер Навои), азербайджанский (Низами) и другие поэты создали классические образцы Г.
Форма Г. проникла в европейскую поэзию, особенно в немецкую: Г. писали И. Гете, Ф. Боденштедт, А. Платен и др. В русской литературе Г. писали А. Фет, В. Брюсов, Вяч. Иванов, М. Кузмин.
Как специфическая разновидность восточной поэзии, Г. требует применения признаков восточного стиля — особого строя поэтической философии, пышной метафоричности, условной гиперболы и пр.
(8-стопный хорей с цезурой в середине)
Низами (пер. Константина Липскерова)
Во влюбленных, как во львов, взором мечешь стрелы ты.
Тех, в ком львиные сердца, дней лишаешь смело ты.
Целясь стрелами ресниц, не спускаешь тетивы.
Диво! Не пустив стрелы, сердце мне задела ты.
Я, увидевши твой лик, власяницу разорвал,
Лишь похмелье – не вино шлешь мне без предела ты.
Жду чего я? Раздробить сердцем каменным своим
Сердце хрупкое мое, верно, захотела ты.
Поминаю каждый день ночь свидания с тобой.
Ах, по крови ран моих дни считать велела ты.
Ищешь розу, Низами, – тёрн мучительный прими.
От такого никогда не уйдешь удела ты.
(8-стопный ямб)
Азербайджанский поэт 13—14 вв.
Гассан-Оглы Иззэддин (пер. П. Антокольского)
Ты душу выпила мою, животворящая луна!
Луна? — Краса земных невест! Красавица, вот кто она.
Мой идол! Если я умру, пускай не пенится графин.
Какая пена в нем? — Огонь. Он слаще крепкого вина.
От чаши, выпитой тобой, шумит у друга в голове.
Какая чаша? — Страсть моя. Любовь — вот чем она пьяна.
Царица! Сладкой речью ты Египту бедами грозишь;
Все обесценится, падет на сахарный тростник цена.
Покуда амбра не сгорит, ее не слышен аромат.
Какая амбра? — Горсть золы. Какой? Что в жертву предана.
С младенчества в душе моей начертан смысл и образ твой.
Чей смысл? Всей жизни прожитой. Чей образ? Снившегося сна.
Гасан-Оглы тебе служил с той верностью, с какой умел.
Чья верность? Бедного раба. Вот почему любовь верна.
(8-стопный хорей)
СанджиЗагорелась в ясном небе звезд несметная орава.
О любви пишу я снова для тебя, моя шалава.
Очарованный тобою, я не сплю ни днем, ни ночью,
До краев мне наполняет сердце сладкая отрава.
Ты блистаешь в окруженье и юнцов, и бодрых старцев
И тебе ватага эта, как жемчужине оправа.
Ты кокетлива не в меру, всем мужчинам строишь глазки,
Распаляя в них желанье, для тебя любовь забава.
А они, пылая страстью, носят пышные букеты
И бессчетные подарки, и мила тебе халява.
Словно вороны слетелись, видя лакомый кусочек,
Словно здесь на лань сегодня затевается облава.
Я, надежды не имея сквозь толпу пробиться эту,
Пью в углу за рюмкой рюмку, скоро ждет меня канава.
Там и жизнь свою закончит, может быть, Санджи несчастный,
И вспугнет сидящих галок меди скорбная октава.
ЗАДАНИЕ УЧАСТНИКАМ:Время: выкладываем стихи прямо в теме до 23 часов субботы, 20 апреля.
Форма - ГАЗЕ́ЛЬ
Размер (предпочтительно) - 8-стопный ямб или хорей с цезурой или без нее.
Количество строк - не менее 5 бейтов (10 строк)
Особое условие (обязательное) - в последнем бейте (макта) должен упоминаться
тахаллус (прозвище-псевдоним-ник) автора.
Тема - любовная лирика.
Количество вариантов от одного автора: не ограничивается.
Новизна: стихи должны быть новыми, специально написанными для этой игры.
Всем удачи и вдохновения!