Страницы: 1 [2] 3 4 ... 6
|
|
|
автор
|
Тема: о чтении стихов поэтом (прочитано 31356 раз)
|
barrett
Offline
Пол:
сообщений: 3046
now no one likes a smart ass but we all like stars
|
а вот и нет, мне например нужен читатель. и слушатель нужен. и конкретный, имеющий лицо, глаза и длиннопалые руки, и абстрактный, перспективный, и многоголовый форумчанин.
Речь о том, нужна ли ты читателю) Человеку Бог отдал мир, но человеку потребовалось гарантированно знать, есть ли Бог. Это какая-то дурная бесконечность. Бог отражен в мире, как автор в тексте. В Средневековье мир и вопринимали, как книгу, которую необходимо дешифровать. Чего более? В какой идиотский момент потребовалось пощупать Божественную плоть, чтобы убедиться в его существовании? Автор дает миру текст, в котором есть мир, который и есть мир. Зачем мне нужно знать наверняка, что автор существует? Зачем мне нужен Гомер, если у меня есть "Илиада"? Мне легче предположить, что "Илиада" существовала до Гомера, как идеальный текст — существовала до всяких авторов. Автор существует настолько, насколько его существование допускает созданный им текст. Ефросинья говорит не об авторе — она произносит вслед за Крисом Кельвином прекрасное: "Человеку нужен человек". Это по-христиански, и я это принимаю. Но я сейчас не об этом, а о том, что отражено в постулате о неисповедимости путей Господних. Если мы принимаем этот постулат (а принять его требует от нас логика, ибо предполагая наше несовершенство, в сравнении с Творцом, мы предполагаем нашу неспособность постигнуть Творца), для чего тогда мы стремимся исповедовать автора? Вложить палец в его плоть. Чтобы ниспровергнуть его до своего же уровня, лишний раз подтвердив сим ницшеанскую константу — "esse homo"? Бог растворен в мире, а автор — в тексте. И Бог есть мир, а автор — текст. Вне текста мы найдем только то человеческое (в том числе, и в Боге), что нам позволено понять своим слишком человеческим умом. Но это уже предмет религии или, на худой конец, гносеологии в кантовском смысле, но не литературоведения. Поэтому не честнее ли будет, отделить мух от котлет, а милягу автора — от его текста, который в подражание Высшему Творению всегда стремится выйти за узкочеловеческие рамки? Наслаждайтесь интонациями авторского голоса, его жестами, его мировоззренческими выкладками. Любите автора, как человека, но помните, что настоящий текст всегда управляет автором, а не наоборот, потому что в идеале своем текст внеличностен. Было бы иначе, Болконский остался бы жив: его смерти потребовала не авторская воля, а внутренняя логика текста (устройство всего мироздания, если угодно), который, как это всегда происходит у настоящих художников, получил право на самостоятельное существование. Именно к такой непротиворечивой самостоятельности должно в идеале стремиться любое произведение. Кому, как не Толстому, поставившему во главу угла собственной философии отказ от воли (от авторства в широком понимании!), это должно было быть явлено яснее, чем прочим. Слава Богу, что никто из живущих не слышал "Илиаду" в авторскоим исполнении. Слава Богу!
|
|
« Последняя правка: 31.10.2007, 12:05:05 от barrett »
|
IP записан
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
|
|
|
Аксолотль
Offline
Пол:
сообщений: 9048
Мы дефектные. Мы ваши друзья. ©
|
а вот и нет, мне например нужен читатель. и слушатель нужен. и конкретный, имеющий лицо, глаза и длиннопалые руки, и абстрактный, перспективный, и многоголовый форумчанин.
Речь о том, нужна ли ты читателю) а я и об этом написала. с точки зрения читателя просто на данном ресурсе как-то странно рассматривать читателя вне писателя. и наоборот. наверно, честнее будет отделять мух от их котлет. но как читатель (возможно, необъективный в силу того, что _не только_ читатель) я живо интересуюсь личностью автора. да, Чистый Текст, возможно, и использовал автора как репродуктор. но мне хотя бы по-научному пытливо, какие гайки в этом репродукторе. какие усилители. какой, в конце концов, цвет, какие погнутости. и мне от этого никуда не деться, видимо, неправильный я читатель. я и говорю ж - идеально было бы, если бы наш Чистый Текст был сам по себе Прекрасным Чистым Текстом. но он по пути к читателю неизбежно проходит через космоссс в чьей-то башке. и мне _как читателю_ как минимум энтомологически занятно, что это за башка. а так-то, если когда-то можно будет отвлечься от автора, это конечно абстрактно-хорошо. но как мне кажется куда менее интересно.
|
|
« Последняя правка: 31.10.2007, 11:43:44 от Аксолотль »
|
IP записан
|
А дальше хуже было всё. А дальше я не помню. ©
|
|
|
barrett
Offline
Пол:
сообщений: 3046
now no one likes a smart ass but we all like stars
|
я и говорю ж - идеально было бы, если бы наш Чистый Текст был сам по себе Прекрасным Чистым Текстом. но он по пути к читателю проходит через космоссс в чьей-то башке. и мне _как читателю_ как минимум энтомологически занятно, что это за башка.
Мне, лично, писатель интересен как медиум. Современники утверждали, что Блок был скучным чловеком. Гиппиус, сравнивая его интеллект с интеллектом Белого, делала вывод не в пользу Блока. Потом какой-то любовный треугольник с участием жены Блока и того же Белого. Шахматово. Ранняя влюбленность в замужнюю женщину, спровоцировавшая творчество. Пьянство и намеки на возможное распутство. Что еще мы знаем о Блоке? Там музыка революции, Скифы, влияние "Трех разговоров" Соловьева... Не так уж мало. Позвольте, но все это пошлятина первосортнейшая. Недавно по телеканалу Культура какая-то бестолочь интимно поведала, что у Цветаевой есть цикл любовных стихов, посвященный Софье Парнок. Во как... А мы-то и не знали! И как бы объяснить сей дуре, что все это пошло, и что стихи Цветаевой от этой информации не станут плохими, потому что чистое искусство внеличностно, и категории "хорошо", "плохо", "добро", "зло" — это бредятина, не имеющая никакого отношения к оному. Читайте мемуары — я сам это делаю с удовольствием, но не впадайте в ересь, что от этого в тексте изменится хотя бы одна буква.
|
|
« Последняя правка: 31.10.2007, 11:56:46 от barrett »
|
IP записан
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
|
|
|
Аксолотль
Offline
Пол:
сообщений: 9048
Мы дефектные. Мы ваши друзья. ©
|
я и говорю ж - идеально было бы, если бы наш Чистый Текст был сам по себе Прекрасным Чистым Текстом. но он по пути к читателю проходит через космоссс в чьей-то башке. и мне _как читателю_ как минимум энтомологически занятно, что это за башка.
Мне, лично, писатель интересен как медиум. та же фигня. Недавно по телеканалу Культура какая-то бестолочь интимно поведала, что у Цветаевой есть цикл любовных стихов, посвященный Софье Парнок. Во как... А мы-то и не знали! И как бы объяснить сей дуре, что все это пошло, и что стихи Цветаевой от этой информации не станут плохими, потому что чистое искусство внеличностно, и категории "хорошо", "плохо", "добро", "зло" — это бредятина, не имеющая никакого отношения к оному.
это уже другой разговор. разговор о тех, кто распространяет пошлость и бред. Читайте мемуары — я сам это делаю с удовольствием, но не впадайте в ересь, что от этого в тексте изменится хотя бы одна буква.
Алексей, неа, буква не изменится. Но, возможно, появится желание посидеть с автором за кружкою глинтвейна Что к литературе отношения, вы правы, уже не имеет )
|
|
|
IP записан
|
А дальше хуже было всё. А дальше я не помню. ©
|
|
|
barrett
Offline
Пол:
сообщений: 3046
now no one likes a smart ass but we all like stars
|
Алексей, неа, буква не изменится. Но, возможно, появится желание посидеть с автором за кружкою глинтвейна Ну а я о чём? ))))))))))))))))
|
|
« Последняя правка: 31.10.2007, 12:14:12 от barrett »
|
IP записан
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
|
|
|
Аксолотль
Offline
Пол:
сообщений: 9048
Мы дефектные. Мы ваши друзья. ©
|
Лёш, ну так а все равно же не удается абстрагироваться! О чем и я! )
|
|
|
IP записан
|
А дальше хуже было всё. А дальше я не помню. ©
|
|
|
barrett
Offline
Пол:
сообщений: 3046
now no one likes a smart ass but we all like stars
|
Лёш, ну так а все равно же не удается абстрагироваться! О чем и я! )
Я легко абстрагируюсь и от Гомера, и от Шекспира))
|
|
|
IP записан
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
|
|
|
Аксолотль
Offline
Пол:
сообщений: 9048
Мы дефектные. Мы ваши друзья. ©
|
Лёш, ну так а все равно же не удается абстрагироваться! О чем и я! )
Я легко абстрагируюсь и от Гомера, и от Шекспира)) я тоже) от современников сложнее - и это не только несовершенство моска, я думаю, а ощущение сродства эпохе (а не только лакомость биографии) более толкаеть к современникам. *ищет среди современников-форумчан потенциальныхЪ партнеров по глинтвейну* )
|
|
|
IP записан
|
А дальше хуже было всё. А дальше я не помню. ©
|
|
|
barrett
Offline
Пол:
сообщений: 3046
now no one likes a smart ass but we all like stars
|
а ощущение сродства эпохе (а не только лакомость биографии) )
Совершенно верно. Изучая биографию, я ищу за ней контекст, необходимый мне для дешифровки текста — вскрываю эпистемные отношения, другими словами. С этой точки зрения я могу попользоваться автором для своей выгоды.
|
|
|
IP записан
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
|
|
|
Аксолотль
Offline
Пол:
сообщений: 9048
Мы дефектные. Мы ваши друзья. ©
|
а ощущение сродства эпохе (а не только лакомость биографии) )
Совершенно верно. Изучая биографию, я ищу за ней контекст, необходимый мне для дешифровки текста — вскрываю эпистемные отношения, другими словами. С этой точки зрения я могу попользоваться автором для своей выгоды. значит, личность автора может быть интересной. и изучая биографию, мы-таки изучаем биографию конкретного аффтара, именно его отношения с эпохой. а ты, Лёш, предлагаешь отнять и поделить отобрать у автора лицо и оставить божественный текст. неинтересно!)
|
|
|
IP записан
|
А дальше хуже было всё. А дальше я не помню. ©
|
|
|
barrett
Offline
Пол:
сообщений: 3046
now no one likes a smart ass but we all like stars
|
значит, личность автора может быть интересной. и изучая биографию, мы-таки изучаем биографию конкретного аффтара, именно его отношения с эпохой.
Нет, мы изучаем культурные отношения и связи внутри эпохи — мы изучаем культурные тексты эпохи. Так, изучая идеи, присущие общественным кругам, в которых вращался Пушкин, мы оживляем спящие смыслы его стихов. Это семиология. Идеал — Лотман. Чудный разбор "Евгения Онегина"
|
|
« Последняя правка: 31.10.2007, 12:40:16 от barrett »
|
IP записан
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
|
|
|
Аксолотль
Offline
Пол:
сообщений: 9048
Мы дефектные. Мы ваши друзья. ©
|
Нет, мы изучаем культурные отношения и связи внутри эпохи — мы изучаем культурные тексты эпохи.
глазами определенного все же человека.
|
|
« Последняя правка: 31.10.2007, 12:50:35 от Аксолотль »
|
IP записан
|
А дальше хуже было всё. А дальше я не помню. ©
|
|
|
Великолепный Майк
Offline
Пол:
сообщений: 11277
главный ёжиковед и оранжевый оракул
|
раньше почему стихи всё больше вслух читали? да потому шта ломало от руки переписывать кучу раз... а щас прогресс приучил нас самостоятельно знакомиться с чужим творчеством... хотя да - некоторые стиши не мешало бы послушать в авторском исполнении...
|
|
|
IP записан
|
Это же вечеринка - в ней нет логики! (Гомер Симпсон)
|
|
|
barrett
Offline
Пол:
сообщений: 3046
now no one likes a smart ass but we all like stars
|
раньше почему стихи всё больше вслух читали? да потому шта ломало от руки переписывать кучу раз... а щас прогресс приучил нас самостоятельно знакомиться с чужим творчеством... Раньше Киркорова не было)))))))))))))))))
|
|
|
IP записан
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
|
|
|
barrett
Offline
Пол:
сообщений: 3046
now no one likes a smart ass but we all like stars
|
глазами определенного все же человека.
Одной пары мало. Нужно еще несколько хотя бы)) Для панорамы. Эпоха производит тексты так же, как и тексты производят эпоху. Текст не принадлежит одному только автору — он продукт взаимопроникновения и взаимодействия (вплоть до конфликта и отрицания) текстов, на которых зиждется культура той или иной эпохи. Автор — такой же продукт этого взаимодействия, как и всё прочее. ЗЫ: Возможно, что у него поставлен голос, широко открыты глаза, и он делает неплохой глитвейн.
|
|
« Последняя правка: 31.10.2007, 12:57:06 от barrett »
|
IP записан
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
|
|
|
|
Страницы: 1 [2] 3 4 ... 6
|
|
|
|